The Reader / Чтец

«Муза, скажи мне о том многопытном муже…

Который странствуя долго со дня,

Как святой Илион им разрушен…»

(«Одиссея», Гомер)

История о любви? История о нацизме? Скорее, история о любви во время нацизма (пострашнее холеры, между прочим, будет). Точнее не во время, а после. И после на многие многие годы…

Существует как книга, написанная относительно недавно в 1995 году, так и экранизация 2008 года. Книга современного немецкого писателя Бернхарда Шлинка. Читала еще его роман «Возвращение», проигрывает в сравнении с «Чтецом». Я прочла сначала роман, потом посмотрела фильм. В книге, конечно, всё более детально, где-то даже откровенно и прямо. Но для полноты восприятия и понимания того, что хотел донести автор, советую данный тандем изучать именно в порядке «книга» -> «фильм». На бумаге описать любое свое внутреннее состояние получится гораздо точнее и достовернее, чем просто молча предстать перед кем-то, надеясь на то, что люди поймут, что в глазах и на душе (это я о том, как порой сложно актерам в полной мере передать задуманное писателем состояние). Поэтому книга тут в помощь.

В рецензиях я скорее охватываю анализом не весь сюжет, а прохожусь по моментам, которые вынесла для себя после прочтения/просмотра, которые где-то потрясли, заставили задуматься. Поэтому писать о Нюрнбергском процессе, о том, какое зло нацизм и сколько жизней и судеб он разрушил, думаю, не стоит — это и так все знают, а детали зритель сам узнает во время прочтения/просмотра. А напишу я о следующем…

kinopoisk.ru

Большинство, кто читал книгу или смотрел этот фильм первым делом принимаются осуждать главную героиню за её связь с молодым парнем. Разницу в возрасте, думаю, можно не уточнять, ограничимся словом «значительная».

Я же не нахожу в их отношениях ничего постыдного, но всё это позволительно только лишь потому, что их связывает и будет связывать еще долгие и долгие годы нечто большее, чем физика. Это душа. Это разговор. Это книга. Вещи, которые в сумме дают гораздо больший вес, чем просто постель. Такие вещи открывают двум людям грани, которые они не в силах познать в одиночку. Позволяют прикоснуться к таким невидимым материям как уважение, долг, любовь (в любых её формах и ипостасях, выбирайте сами), память, желание, тоска.

Но в одном я уверена точно — эта связь наложила на молодого человека сильный отпечаток, отпечаток на всю жизнь, отпечаток с историей для следующих поколений. Эта женщина стала для него первой женщиной, первой подругой, первой болью. Той, кто по сути, искалечила его судьбу.

Конечно, самый трагичный и тонкий момент ждет зрителя в конце. Наверное, это очень больно, когда ты видишь в человеке перед собой уже потухшие старые глаза и  морщинистое лицо, а тело до сих пор помнит теплые юные руки, обнимающие тебя по утрам. И эти две временные точки разрывают десятилетия.

The Reader / Чтец: Один комментарий

  1. И книга и фильм одинаково потрясающие. Для меня это сюжет о двух людях, живущих с чувством вины, о странностях любви и саморазрушении. Шлинк сказал «прошлое непреодолимо» и так оно и есть. Кстати, немного ассоциируется с набоковской «Лолитой»

    Нравится

Оставьте комментарий